История происхождения европейских танцев.
Медленный Вальс
Медленный вальс – очень красивый, изящный, мягкий и плавный танец, возник из венского быстрого вальса. Слово Вальс произошло от немецкого «walzen» – кружиться в танце. Своё происхождение вальс ведёт от многих танцев народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников. Родился Вальс в Вене (Австрия) в 1780-х годах, быстро стал излюбленным развлечением светской публики и распространился по Европе, а затем и по миру. В разных странах этот “король” танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка, фигурный вальс и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс бостон и медленный вальс. Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса.
Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 1800 годов. Темп венского вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль вальса, называемого Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии медленным вальсом (Slow Waltz). Однако, только после 1922 этот танец станет столь же фешенебельным, как танго. Странно, но то, что раньше пары танцевали в вальсе Бостон, очень сильно отличается от того, что мы исполняем сейчас.
Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из них мы танцуем до сих пор.
Танго
Танго любят многие, но мало кто знает, что этот красивый парный танец, который имеет четкий и энергичный ритм, взял свои истоки в народном танце Аргентины. Как известно ныне, танго стало распространятся от африканских сообществ, которые проживали в Буэнос-Айресе, и основывался на древних африканских формах. Кстати, само слово «танго» также имеет африканское происхождение, считается, что оно появилось в нигерийском народе ибибио, а означало оно «танец под звук барабанов». Ныне же данное слово применяется в мелодиям, которые получились в симбиозе разных форм музыки из Африки, Европы и Америки. Хорхе Луис Борхес, аргентинский писатель, утверждает, что танго – это сын уругвайской милонги, а также внук хабанеры.
Впервые слово «танго» по отношению к танцам используется в 1890 году, когда это был один из многих видов танцев, но вскоре его стали узнавать и танго стало популярным видом танцев. Первый показ танца танго состоялся в начале 20 века в Париже, когда туда отправились танцоры и музыканты из Монтевидео и Буэнос-Айреса. Далее этот зажигательный танец увидели в Лондоне. В 1913 году танго показали в Нью-Йорке, далее и Финляндия увидела его. В то далекое время танго иногда исполняли в очень быстром темпе, так называемое «Североамериканское танго». А в 1914 году стал более популярен аутентичный стиль танго. Золотой век танго пришелся на период Великой депрессии (30-50 гг). Именно в это время организовалось большое количество различных ансамблей, в которых принимали участие такие нынешние метры танго, как Освальд Пульезе, Астор Пьяццолла и многие другие. Свое возрождение танго начало в начале 1983 года, в Нью-Йорке, во время открытия шоу «ForeverTango». Именно после показов данного шоу огромное количество людей начало посещать уроки танцев, в школах, где обучали танцевать танго.
В сентябре 2009 года танец танго был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Существует «День танго», который отмечается 11 декабря каждого года в Буэнос-Айресе. Выбрана эта дата не случайно, это день рождения аргентинского киноактера, а также певца, так называемого «Короля танго» - Карлоса Гарделя. В настоящее время танго очень популярный танец, который исполняют и любители, и профессионалы. Именно бальное танго наряду с вальсом и фокстротом участвует в программах различных международных конкурсов.
Венский Вальс
Первые упоминания о вальсе датируются 12-13 столетием. Однако венский вальс, как думают многие вовсе не из Австрии. Называется он так потому, что пик популярности он пережил в начале 19 века в Вене под музыку Штрауса. Вообще большинство исследователей сходятся во мнении, что венский вальс родился во Франции. Еще в Парижской газете "Ла Patrie" упоминался крестьянский французский танец из Прованса (Provence) 1559 года. Танец танцевали под народную музыку «Volta» в залах королевских судов. Вольта тех времен была очень похожа на норвежский фольклорный вариант вальса. Однако король Франции Луи XIII (1610-1613) посчитал этот танец безнравственным и запретил его. Поэтому вольта стала исполняться под музыку в пять счетов. На этом история вальса теряется где-то во Франции и неожиданно возникает в Германии.
В 1754 в Германии появилась первая музыка, которая местами напоминала современные вальсы и называлась "Waltzen", что в переводе с немецкого означает «вращаться». В 1770 году музыка для данного танца стала напоминать современные мелодии венского вальса. И опять же сильные мира сего усмотрели в танце – нарушение норм морали. Однако, несмотря на запреты, танец стал очень популярным в Вене. В 1812 году вальс распространился и в Англии, где его ознаменовали немецким вальсом. Короли и правители также не упускали возможность вновь наложить запрет на «неприличный танец».
Представляете, что было бы с ними, увидь они наши современные танцы? Вальс в те времена назывался танцем легкого поведения! Однако никакие ухищрения властей не смогли сдержать танцевальное увлечение подданных. Именно в это время родился знаменитый композитор Йохан Штраус, который написал более 500 вальсов, различные польки, кадрили и марши. А поскольку Штраус родился в Вене, постепенно вальс стали называть венским.
Сегодня венский вальс исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck. До сих пор он не включен в программу Блэкпула, а за последние три года из программы для хобби и Е класса был вытеснен танго, а затем вообще перенесен в С класс, поменявшись местами с медленным фокстротом.
Медленный фокстрот.
Фокстрот родился в Европе в начале ХХ века, а точнее он был придуман в 1914 году актером водевиля Гарри Фоксом. Актер делал шаги «рысью» под музыку ragtime, и люди назвали его танец «Fox’s Trot» (потом «s» куда-то исчезла, а произношение осталось). «Trot» в переводе на русский означает «рысь». Правда есть еще одна необычная версия происхождения названия. Говорят, что название произошло от лисы (FOX) так, как лиса имеет необычную плавную походку след в след. Одним словом, выяснить правду доподлинно невозможно, поэтому мы можем только строить догадки. Однако дальнейшее развитие танца вполне подтверждено документально.
В 1920 году очень талантливый американец G.K. Anderson приехал в Лондон и вместе с Josephine Bradley выиграл много танцевальных соревнований. Танцоры произвели маленькую революцию в мире танцев, придумав два новых движения, без которых сегодня фокстрот станцевать нельзя. Это «шаг перо» и «смена направления». Далее очень много фигур в 1922 году придумал Франк Форд, в том числе «heelturns». Вообще фокстрот дал самый существенный толчок для всего бального танца. Комбинация быстрых и медленных шагов дает больше пространства и в то же время фокстрот по этой причине является самым трудным танцем. Кстати, очень много движений из фокстрота было перенесено в медленный вальс.
К 1925 году танец стал очень популярным и повлек за собой кардинальные перемены. Стопы стали ставить параллельно, до этого использовалась только выворотная позиция. В 1927 году танец переименовался в медленный фокстрот и основу его составили гладкие скользящие движения. Поскольку танец был очень востребованным даже среди обычной публики, возникла необходимость переменить форму танца, которая выражала бы медленный синкопированный ритм 4/4, а сама пара какое-то время оставалась на месте. Сегодня танец танцуется в ритме 4/4 и темпе 120 ударов в минуту. Фокстрот - один из наиболее естественных танцев, где сразу видно, может пара танцевать или нет.
Квикстеп.
Квикстеп, как многие знают, это действительно быстрый фокстрот. Он пришел на замену старому фокстроту, который был популярен в 30-е годы. Квикстеп в переводе с английского означает «быстрый шаг». Считается, что квикстеп появился в 1923 году, в те времена знаменитый оркестр Поля Вайтмана выступал в Великобритании. Сегодняшние движения квикстепа сильно отличаются от танца 20-х годов. Прыжки на месте и в движении и прочие оригинальные па попали в квикстеп из несколько танцев – чарльстон, шимми и Black Bottom.
Первый танец родился около острова Кабо-Верде, рядом с портом Чарльстон. Местные докеры в порту танцевали этот энергичный танец по вечерам, затем чарльстон был исполнен в шоу Джорджа Уайта в 1922 году. Танец исполнялся в ритме 200-240 ударов в минуту, с размахиваниями руками и ногами, со стороны это напоминало современные дискотечные танцы. Затем чарльстон стал немного спокойнее и исполнялся в более медленном ритме: 140 – 160 ударов в минуту.
Танец шимми вырос из нигерийского танца "Shika". Его привезли в Америку рабы из Африки. С тех пор танец стал очень популярным, в различных источниках шимми характеризовался как танец, где партнеры раскачивались, положив руки на бедра и не двигаясь с места. Black Bottom имел место в 1926 году, исполнялся он в ритме 140-160 ударов в минуту с раскачиванием корпуса, сгибанием и разгибанием колен, а также кики.
Таким образом, все три танца оказали влияние на развитие квикстепа. К основным движениям относят прогрессивные шаги, шассе, повороты, многие другие движения, заимствованные из фокстрота.
Читайте также История происхождения латиноамериканских танцев.