Работа линейного судьи. Взгляд с другой стороны площадки.

  Здравствуйте всем.  Я являюсь судьей высшей национальной категории  РОО  «Белорусский альянс танцевального спорта»,  практикующим тренером и родителем  начинающей спортсменки.  По долгу «службы» часто общаюсь с родителями, тренерами или танцорами, которые просят меня высказать  мнение о том, почему я оценил или не оценил ту или иную танцевальную пару. Бывает,  я и сам интересуюсь у других судей  и прошу  их поделиться впечатлениями и  обосновать оценки, которые они поставили танцевальным парам.  Зачастую, особенно в финальных выступлениях,  можно увидеть, что оценки  различных судей отличаются вплоть до диаметрально противоположных (один судья оценивает пару на первое место, а другой на последнее место в финале).  Глядя на это, особенно у родителей, возникают естественные мысли: один судья "плохой" и не разбирается в танцах, а другой – "хороший" и т.д. На самом деле все немного сложнее. Все  судьи имеют определенные судейские категории исходя из личных достижений (как танцоров), опыта работы с парами (подготовка пар определенного уровня) и   все (или практически все) члены судейской коллегии сдали экзамен, состоящий из огромного числа вопросов (старая техника, новая техника, системы судейства, различные положения и т.д.) (Если интересно узнать более подробно о судейских категориях, то рекомендую скачать «Положение о судьях по танцевальному спорту» и  ознакомиться с этим вопросом более детально.)  Таким образом, сомнения в некомпетентности того или иного члена судейской коллегии развеяны. Так в чем тогда проблема? Почему же специалисты и мастера своего дела оценивают пары  настолько по-разному?

Система судейства «СКЕЙТИНГ».

    Практически все соревнования по спортивным бальным танцам сегодня оцениваются судейской системой «Скейтинг». Что это такое, и с чем это едят?

   Если кратко, то «Скейтинг» - это система судейства, которая   обрабатывает судейские «оценки». «Оценки» выставляются судьями в процессе выступления пар методом сравнения пар друг с другом. Т.е. судья с помощью определенных критериев  отдает предпочтение той или иной паре и проводит эту пару в следующий круг или выставляет место в финале.  Критериев сравнения  пар между собой  - шесть. 

 

Критерий №1 – Ритм и тайминг (приоритетный).

  Ритм – это последовательность музыкальных ударов через равные промежутки времени. Данное понятие относится непосредственно к  мелодии, под которую спортсмены исполняют конкурсную программу. Т.е. судья оценивает способность танцоров сохранить постоянный ритм, не ускоряясь и не замедляясь в процессе выступления. (Пример:  Медленный Вальс,  правая и левая перемена. В фигуре три шага на три одинаковых  музыкальных удара. Танцор должен наступать точно в момент музыкального удара.)

  Тайминг – это понятие, которое относится непосредственно к танцевальным фигурам. (Пример: Ча-ча-ча,  «шоссе». В фигуре «шоссе» 3 шага, первые два из которых быстрые (quick), а третий шаг медленный (slow). Тайминг фигуры «шоссе» - quick, quick, slow.)

  Данный критерий является приоритетным. Если танцор или пара в целом не «попадают в удары»,  то судья оценивает эту пару на последнее место.

 

Критерий №2 – линии тела.

  Линии тела – это линии, которые создает танцор в процессе танцевания.  Сюда входят  линии рук, линии ног, тела, позиции головы и т.д. Другими словами – это «фотографии», которые видит судья в разные моменты времени исполнения танца. (Пример: Европейская программа. Насколько хорошо спортсмены держат растянутую и ровную линию рук.)

 

Критерий №3 – движение.

 Первое - это характерные движения для каждого танца. Т.е. если выключить мелодию, то судья должен безошибочно определить какой танец исполняет спортсмен.  Если судья этого не понимает, то это проблема танцора (движение не соответствует характеру танца). Второе – это амплитуда движения. Пара, которая двигается более активно и  с большей амплитудой  выглядят предпочтительнее.  Третье – это баланс. При движении танцоры или пара в целом должны  находиться в балансе, не теряя равновесие и тем более не падая.

 

Критерий №4 – работа стоп.

   Здесь оценивается техническое исполнение фигур в плане работы стоп (Пример: :  Медленный Вальс,  правая перемена. Работа стопы – каблук, носок, носок.), амплитуда стоп (подъемы и спуски), выворотность стоп и т.д.

 

Критерий №5 – Ритмическая интерпретация.

   Танцоры более высокого уровня могут сознательно менять ритм базовых (и не только) фигур, укорять или замедлять определенные части фигуры, исполнять различные волны, «трясучки», «перескоки» и т.д.

 

Критерий №6 – Floorcraft.

     Floorcraft – это умение танцоров передвигаться по площадке, не сталкиваясь и заполняя всю площадку целиком.

   Из всех вышеперечисленных критериев приоритетным является первый. Остальные критерии равнозначны. Кроме того, есть аспекты, которые влияют на оценку судей, но они не описаны ни в одном вышеперечисленном  критерии. Например: внешний вид пары, эмоциональность танцоров, взаимодействие танцоров между собой, хореография, презентация и т.д. Таким образом, в идеале мы должны получить следующую картину судейства: судья за полторы минуты должен оценить приоритетно все пары в заходе (иногда бывает до 12 пар в заходе)  по первому критерию, а далее равнозначно оценить те же пары по остальным критериям, подсчитать среднее арифметическое своей оценки и расставить места исходя из этого. Как вы понимаете в реальной ситуации на турнире такое НЕВОЗМОЖНО. Как быть  судьям в таком случае?

   В реальной ситуации происходит следующее. Как правило, все судьи являются практикующими тренерами. При работе со спортсменами каждый тренер уделяет внимание определенным вещам. Кто-то работает много над стопами, кто-то уделяет большее внимание движению,  для кого-то приоритетнее линии и т.д.  При оценке пар на паркете этот тренер-судья рассматривает и оценивает пары из своих личных приоритетов.  Очень редко бывает, когда  одна пара танцует лучше остальных по всем критериям. Гораздо чаще мы имеем ситуацию, когда у одной пары лучше стопы, у другой движение, у третей линии тела и т.д.  Отсюда и разнообразие оценок. Что касается первого критерия, то тут тоже не все так однозначно. Например, пара столкнулась и сбилась с ритма, далее,  через 7-10 секунд снова попала в ритм. За это время ее увидели два судьи (причем эти два судьи не видели момент столкновения, а видели только то, что пара не танцует в ритм) и оценили на последнее место. Остальные судьи не увидели момент сталкивания и оценивали пару, когда та танцевала в ритм. И кто в этом случае «плохие» судьи? Те, которые не увидели момент  «провала»  пары  или те, которые этот момент заметили?   Поэтому и судей в линейках  такое количество (всегда нечетное, от 7 до 13 судей), для создания максимальной объективности оценки.

    Ко всему вышесказанному, хочется добавить следующее. Как правило, соревнования идут целый день, а иногда и  два дня (бывает и больше). Перерывов не всегда хватает, и это приводит к тому, что судья за день работы  стоит (сидя судить запрещено)  5-6 часов (бывает и больше). Вы когда-нибудь пробовали стоять 5-6 часов практически без перерыва? Не просто стоять, а пристально рассматривая при ярком свете  пары и их номера, которые танцуют на довольно большом расстоянии от вас.   Поверьте, это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Добавьте к этому не молодой возраст большей половины судейской линейки и огромное количество критериев оценки, и все становиться не так однозначно и просто.

    Как правило, на каждом турнире довольная пара только одна: та, которая заняло первое место. Все остальные – не довольны. Но, бывает, и первая пара не довольна, например, тем, что судья N оценил  ее не на первое, а, например, на четвертое место и т.д.  В такой ситуации можно дождаться окончания соревнования и  вежливо спросить конкретного судью, почему он так или иначе оценил вашу пару (или не оценил).

Танцуйте с удовольствием! До встречи на соревнованиях!

 

Автор: Селевич Виталий.