Контрольный судья – самый страшный человек на Земле. Для чего нужен контроль на соревнованиях?
Всем здравствуйте. Я являюсь судьей высшей национальной категории Республиканского общественного объединения «Белорусский альянс танцевального спорта» (РОО «БАТС»). Имею опыт работы контрольным судьей на соревнованиях самого разного уровня и хочу с вами поделиться некоторыми особенностями при работе в этой должности.
Для начала некоторые формальные вопросы. На данный момент в соответствии с правилами проведения соревнований РОО «БАТС» должности контрольного судьи не существует. Есть должность главного судьи соревнований (ГС) и заместителя главного судьи соревнований (ЗГС). Главный судья соревнований может делегировать часть своих полномочий своему заместителю, как правило, это вопросы, связанные с контролем над исполнением программы (соответствие фигур, исполняемых спортивной парой их классу спортивного мастерства), и контроль над соблюдением правил спортивного костюма (соответствие конкурсного костюма положению РОО «БАТС»). Отсюда и взялось название «контрольный судья».
Для чего нужен контроль? В чем конкретно заключается работа контрольного судьи?
Танцоры начальных классов спортивного мастерства («Е» и «Д») в соответствие с «Правилами исполнения фигур РОО «БАТС» должны при исполнении своих вариаций использовать ТОЛЬКО определенный перечень фигур. Фигуры должны исполняться ПОЛНОСТЬЮ (запрещается исполнять только часть фигуры, если это не предусмотрено в учебнике) и тайминг фигуры (длительность шагов в фигуре, пример: шоссе в танце ча-ча-ча тайминг – quick, quick, slow (быстро, быстро, медленно)) должен также соответствовать учебнику. Для чего это нужно?
Очень все просто. В бальных танцах, как и в начальной школе, обучение должно проходить постепенно от самых простых основ (бейсика) к сложным принципам, взаимодействию и т.д. Ведь в школе, не выучив таблицу умножения, сложные уравнения и функции не изучают. Спортсмены сначала учатся двигать свой вес, затем исполнять элементарные фигуры и базовые ритмы. «Е» класс латиноамерикасткой программы бальных танцев состоит из трех танцев: ча-ча-ча, румба и джайв. Европейская программа «Е» класса – вальс, танго, квикстеп. В соревнованиях по программе «Д» класса расширяется как список конкурсных танцев (добавляются танцы самба и венский вальс), так и список фигур, которые спортсмены могут исполнять. Таким образом, соревнование по определенному классу спортивного мастерства проходит в соответствии с вышеизложенными правилами и все спортсмены должны находиться в одинаковых соревновательных условиях. НО… В реальности это практически всегда не так.
Танцоры сознательно (или не сознательно) начинают использовать при исполнении программы более сложные фигуры и ритмы, таким образом пытаясь завоевать внимание линейных судей (читайте Работа линейного судьи. Взгляд с другой стороны площадки.) не мастерством исполнения базовой программы, а просто наличием «уникальных» (которых нет в вариациях у других пар) фигур. Вот для того, чтобы спортивные пары не использовали «запрещенные приемы» и необходим контрольный судья.
Как контроль осуществляется на практике?
После того, как пары исполнили конкурсную программу первого тура, контрольный судья приглашает к себе пары, которые выполняют программу с нарушениями, и указывает каждому танцору лично на нарушения, допущенные им при исполнении программы. Если к следующему туру сами танцоры или их тренеры нарушения не убирают, то контрольный судья может обнулить оценки за танец, в котором были допущены ПОВТОРНЫЕ нарушения. ТОЧНЕЕ… Решение об обнулении оценок (дисквалификация в танце) принимает только ГЛАВНЫЙ судья соревнований. Контрольный судья лишь фиксирует нарушения и докладывает об этом главному судье.
Что касается костюмов, украшений, причесок и макияжа, то здесь все так же, как и с фигурами. Если кратко, то чем старше возраст танцоров, тем сложнее прически, более пышные или более открытые платья, появляются украшения, стразы, макияж и т.д. ( Более подробно можно ознакомиться с «Правилами спортивного костюма РОО «БАТС») В этом случае спортсмены привлекают внимание линейных судей не мастерством исполнения базовых фигур, а более сложными костюмами, макияжем, запрещенными украшениями и т.д. Контроль осуществляется аналогичным образом. После первого тура контрольный судья подзывает к себе всех «нарушителей» и указывает каждому танцору на его огрехи и простит исправить все превышения к следующему туру. При повторном нарушении, контрольный судья докладывает об этом главному судье соревнований, тот, в свою очередь, принимает решение о наказании спортсменов (вплоть до дисквалификации пары).
Если ваших детей или вашу пару пригласил к себе контрольный судья, что делать?
Первое. Выслушать внимательно, в чем конкретно состоит нарушение. Если вы не поняли, то ВЕЖЛИВО переспросите контрольного судью. Нарушения бывают как мелкие (забыли снять сережки у партнерши в группе «Дети»), так и требующие навыков и определенных профессиональных знаний (превышение конкурсной программы, и вам необходимо на месте поменять часть вариации спортсменов).
Второе. Пытаемся своими силами устранить нарушения (это я обращаюсь к родителям спортсменов, так как чаще всего именно они присутствуют рядом с танцорами в момент их общения с контрольным судьей). Если вы сами не в состоянии устранить нарушения, то надо обратиться к своему тренеру за помощью. Если тренер не присутствует на соревновании, то… тут советы заканчиваются ))). Танцуем дальше и ожидаем «вердикта» главного судьи соревнований.
К сожалению, не все родители и тренеры могут спокойно выслушать все замечания контрольного судьи и вежливо переспрашивать и уточнять спорные моменты. Часто можно слышать фразу: Да мы уже полгода танцуем эти вариации (или в этих костюмах) и нам никто замечания не делал! И так далее и тому подобное… Каждый раз, когда у вас есть желание поспорить с контрольным судьей, вы должны помнить следующее. Независимо от того, кто работает в должности контрольного судьи, он является специалистом своего дела и осуществляет контроль в соответствии с действующими положениями. Правила одинаковые для ВСЕХ. Повышать голос и спорить с контрольным судьей не стоит в любом случае.
Если же, по вашему мнению, контрольный судья сделал вам замечание, которое вам лично кажется не обоснованным или не соответствует действующим положениям, то самое верное в таком случае это написать протест на имя главного судьи соревнований (или в судейский комитет РОО «БАТС»). В протесте точно изложите допущенные (по вашему мнению) нарушения. Документ будет в обязательном порядке рассмотрен и, если контрольный судья действительно был не прав, то в отношении его будут применены меры.
Но, честно говоря, организаторы соревнований на должность главного судьи и заместителя главного судья приглашают всегда грамотных специалистов с большим опытом работы. Случайных людей там не бывает. Ведь это в интересах организатора, чтобы его соревнование прошло гладко и в соответствии с правилами.
P.S. Танцуйте и будьте счастливы!
Автор: Виталий Селевич.