Контрольный судья самый страшный человек на Земле. Для чего нужен контроль на соревнованиях?

    Всем здравствуйте. Я являюсь судьей  высшей национальной  категории Республиканского общественного объединения «Белорусский альянс танцевального спорта» (РОО «БАТС»).  Имею опыт работы контрольным судьей на соревнованиях самого разного уровня и хочу с вами поделиться некоторыми особенностями  при работе в этой должности. 

    Для начала некоторые формальные вопросы. На данный момент в соответствии с правилами проведения соревнований РОО «БАТС» должности контрольного судьи не существует. Есть должность главного судьи соревнований (ГС) и заместителя главного судьи соревнований (ЗГС). Главный судья соревнований может делегировать часть своих полномочий своему заместителю, как правило, это вопросы, связанные с контролем над  исполнением программы (соответствие фигур, исполняемых спортивной парой их классу спортивного мастерства), и контроль над  соблюдением правил спортивного костюма (соответствие конкурсного костюма  положению РОО «БАТС»). Отсюда и  взялось название «контрольный судья». 

     Для чего нужен контроль? В чем конкретно заключается работа контрольного судьи?

    Танцоры начальных классов спортивного мастерства («Е» и «Д») в соответствие с «Правилами исполнения фигур РОО «БАТС» должны при исполнении своих вариаций использовать ТОЛЬКО  определенный перечень  фигур.  Фигуры должны исполняться ПОЛНОСТЬЮ (запрещается исполнять только часть фигуры, если это не предусмотрено в учебнике) и тайминг фигуры (длительность шагов в фигуре, пример: шоссе в танце ча-ча-ча тайминг – quick, quick, slow (быстро, быстро, медленно)) должен также  соответствовать учебнику. Для чего это нужно?

    Очень все просто. В бальных танцах, как и в начальной школе, обучение должно проходить постепенно от самых простых основ (бейсика)  к сложным принципам, взаимодействию и т.д. Ведь в школе, не выучив таблицу умножения, сложные уравнения  и функции не изучают. Спортсмены сначала учатся двигать свой  вес, затем исполнять элементарные фигуры и базовые ритмы.  «Е» класс латиноамерикасткой программы бальных танцев состоит из трех танцев: ча-ча-ча, румба и джайв. Европейская программа «Е» класса – вальс, танго, квикстеп. В  соревнованиях по программе «Д» класса расширяется как список конкурсных танцев (добавляются танцы самба и венский вальс), так и список фигур, которые спортсмены могут исполнять. Таким образом, соревнование по определенному классу спортивного мастерства  проходит  в соответствии с вышеизложенными правилами и все спортсмены должны находиться в одинаковых соревновательных условиях. НО… В реальности это практически всегда не так.

    Танцоры сознательно (или  не сознательно) начинают использовать при исполнении программы более сложные фигуры и ритмы, таким образом пытаясь завоевать внимание линейных судей (читайте Работа линейного судьи. Взгляд с другой стороны площадки.) не мастерством исполнения базовой программы, а просто наличием «уникальных» (которых нет в вариациях у других пар)  фигур. Вот  для того, чтобы спортивные пары не использовали «запрещенные приемы» и необходим  контрольный судья.

   Как  контроль осуществляется на практике?

   После того, как пары исполнили конкурсную программу первого тура, контрольный судья приглашает к себе пары, которые выполняют программу с нарушениями, и указывает каждому танцору лично на нарушения, допущенные им при исполнении программы. Если к следующему туру сами танцоры или их тренеры нарушения не  убирают, то контрольный судья может обнулить оценки за танец, в котором были допущены ПОВТОРНЫЕ нарушения. ТОЧНЕЕ…  Решение об обнулении оценок (дисквалификация в танце) принимает только ГЛАВНЫЙ судья соревнований. Контрольный судья лишь фиксирует нарушения и докладывает об этом главному судье.

    Что касается костюмов, украшений, причесок и макияжа, то здесь все  так же, как и с фигурами. Если кратко, то чем старше возраст танцоров, тем сложнее прически, более пышные или более открытые платья, появляются украшения,  стразы,  макияж и т.д. ( Более подробно можно ознакомиться с «Правилами спортивного костюма РОО «БАТС») В этом случае спортсмены привлекают внимание линейных судей не мастерством исполнения базовых фигур, а более сложными костюмами, макияжем, запрещенными украшениями и т.д. Контроль осуществляется аналогичным образом. После первого тура контрольный судья подзывает к себе всех «нарушителей» и указывает каждому танцору на его огрехи и простит исправить все превышения к следующему туру. При повторном нарушении, контрольный судья докладывает об этом главному судье соревнований, тот, в свою очередь, принимает решение о наказании спортсменов (вплоть до дисквалификации пары).

     Если ваших детей или вашу пару пригласил к себе контрольный судья, что делать?

     Первое. Выслушать внимательно, в чем конкретно состоит нарушение.  Если вы не поняли, то ВЕЖЛИВО переспросите контрольного судью.  Нарушения бывают как мелкие (забыли снять сережки у партнерши в группе «Дети»), так и требующие навыков и определенных профессиональных знаний (превышение конкурсной программы, и вам необходимо на месте поменять часть вариации спортсменов).

    Второе. Пытаемся своими силами устранить нарушения (это я обращаюсь к родителям спортсменов, так как чаще всего именно они присутствуют рядом с танцорами в момент их общения с контрольным судьей).  Если вы сами не в состоянии устранить нарушения, то надо обратиться к своему тренеру за помощью. Если тренер не присутствует на соревновании, то… тут советы заканчиваются ))).  Танцуем дальше и ожидаем «вердикта» главного судьи соревнований.

    К сожалению, не все родители и тренеры могут спокойно выслушать все замечания контрольного судьи и вежливо переспрашивать и уточнять  спорные моменты. Часто можно слышать фразу:  Да мы уже полгода танцуем эти вариации (или в этих костюмах)  и нам никто замечания не делал!  И так далее и тому подобное… Каждый раз, когда у вас есть желание поспорить с контрольным судьей, вы должны помнить следующее. Независимо от того, кто работает в должности контрольного судьи, он является специалистом своего дела и осуществляет контроль в соответствии с действующими положениями.  Правила  одинаковые для ВСЕХ. Повышать голос и спорить с контрольным судьей  не стоит в любом случае.

    Если же, по вашему мнению, контрольный судья сделал вам замечание, которое вам лично кажется не обоснованным или не соответствует действующим положениям, то самое верное в таком случае это написать протест на имя главного судьи соревнований (или в судейский комитет РОО «БАТС»). В протесте точно изложите допущенные (по вашему мнению) нарушения.  Документ будет в обязательном порядке рассмотрен и, если контрольный судья действительно был не прав, то в отношении его будут применены меры.

   Но, честно говоря, организаторы соревнований на должность главного судьи и заместителя главного судья приглашают всегда грамотных специалистов с большим опытом работы.  Случайных людей там не бывает.  Ведь это в интересах организатора, чтобы его соревнование прошло гладко и в соответствии с правилами.

P.S. Танцуйте и будьте счастливы!

Автор: Виталий Селевич.